Откосы грунта могут быть как естественного сложения (берега рек, скаты горных поверхностей
и т.д.), так и искусственного происхождения (насыпи, борта котлованов, траншей и
т.д.).
Устойчивость данных масс грунта зависит, прежде всего, от их геометрических размеров
и прочностных характеристик (угла внутреннего трения и сцепления). Нарушение устойчивости
откосов грунта приводит к возникновению явлений оползневого характера, что может
сопровождаться значительными материальными затратами и даже человеческими жертвами,
поскольку протекание этого процесса происходит как правило внезапно.
Рассмотрим в качестве примера аварийную ситуацию, которая возникла в дождливую осень
1927 г., когда поезд «Москва-Ленинград» попал в яму, возникшую в результате сползания
насыпи из-за значительного увлажнения.
Пример нарушения устойчивости грунтовой насыпи в виде проявления оползня.
Железнодорожная грунтовая насыпь высотой 10 м при увеличении влажности в дождливую
погоду (уменьшения сцепления грунта) потеряла устойчивость в результате возникновения
оползня.
На ниже представленных фотографиях показана потеря устойчивости насыпи автомобильной
дороги, построенной в 2008 г.
Подобные деформации, вызывающие аварийное состояние сооружения, вызваны ошибками
при проектировании. Ликвидация таких негативных последствий требует значительных
материальных затрат.