Алексеев С.И.

Механика грунтов. Часть 8




Постановка задачи

Откосы грунта могут быть как естественного сложения (берега рек, скаты горных поверхностей и т.д.), так и искусственного происхождения (насыпи, борта котлованов, траншей и т.д.).

Устойчивость данных масс грунта зависит, прежде всего, от их геометрических размеров и прочностных характеристик (угла внутреннего трения и сцепления). Нарушение устойчивости откосов грунта приводит к возникновению явлений оползневого характера, что может сопровождаться значительными материальными затратами и даже человеческими жертвами, поскольку протекание этого процесса происходит как правило внезапно.

Рассмотрим в качестве примера аварийную ситуацию, которая возникла в дождливую осень 1927 г., когда поезд «Москва-Ленинград» попал в яму, возникшую в результате сползания насыпи из-за значительного увлажнения.

Пример нарушения устойчивости грунтовой насыпи в виде проявления оползня.

Пример нарушения устойчивости грунтовой насыпи в виде проявления оползня.

Железнодорожная грунтовая насыпь высотой 10 м при увеличении влажности в дождливую погоду (уменьшения сцепления грунта) потеряла устойчивость в результате возникновения оползня.

На ниже представленных фотографиях показана потеря устойчивости насыпи автомобильной дороги, построенной в 2008 г.

Оползень насыпи автомобильной дороги, вызванный потерей устойчивости.

Оползень насыпи автомобильной дороги, вызванный потерей устойчивости (вид сверху).

Подобные деформации, вызывающие аварийное состояние сооружения, вызваны ошибками при проектировании. Ликвидация таких негативных последствий требует значительных материальных затрат.

<< В начало < Назад 1 2 3 4 5  ... Читать дальше > В конец >> 

Разделы




Постоянный адрес этой главы: buildcalc.ru/Learning/SoilMechanics/Open.aspx?id=Chapter8