Алексеев С.И.

Механика грунтов. Часть 4




Эффективные и нейтральные давления в грунтовой массе

Рассматривая грунтовую массу как двух фазную систему, состоящую из скелета - минеральных частиц и поровой воды, введем понятия:

  • Рz – эффективное давление, давление в скелете грунта (уплотняет и упрочняет грунт).
  • Рw – нейтральное давление, давление в поровой воде (создает напор в воде, вызывая ее фильтрацию).

В любой момент времени в полностью водонасыщенной грунтовой массе имеет место соотношение Р = Рz + Рw , где Р – полное давление:

Рz – на представленной схеме моделируется работой пружины, а Рw– давление, возникающие в воде.

Модель грунтовой водонасыщенной массы. В первый момент времени передачи нагрузки давления передаются на воду, затем в работу включается скелет грунта (пружина).

Модель грунтовой водонасыщенной массы. В первый момент времени передачи нагрузки давления передаются на воду, затем в работу включается скелет грунта (пружина).

Тогда можно записать:

  • при t = 0; Р = Рw
  • при t = t1; Р = Рw + Рz
  • при t = ∞; Р = Рz – это теоретически; практически для того чтобы Рw ≈0, требуется длительный период времени.

Следует подчеркнуть, что осадка зданий, сооружений может происходить и при Р = Рz за счет явлений ползучести скелета грунта, т.е. достаточно длительно (см. ниже приведённый график).

График развития осадки сооружения во времени для глинистого и песчаного основания.

График развития осадки сооружения во времени для глинистого и песчаного основания.

На представленном графике видно, что за период возведения здания осадка сооружения на песчаном основании, практически стабилизировалась. Осадка же здания на глинистом грунте может продолжаться довольно длительно и после срока возведения сооружения (десятки лет). В этом случае скорость протекания осадки будет также зависеть от фильтрационных особенностей глинистого основания (теория фильтрационной консолидации).

<< В начало < Назад 1 2 3 4 5 Читать дальше > В конец >> 

Разделы




Постоянный адрес этой главы: buildcalc.ru/Learning/SoilMechanics/Open.aspx?id=Chapter4