При наличии внешнего момента, действующего на свайный ростверк, расчет свайного
фундамента ведется по формулам внецентренного сжатия. В этом случае под подошвой
ростверка будет образовываться эпюра давлений в виде трапеции (см. схему). Тогда
каждая свая будет испытывать разную нагрузку.
Схема внецентренно нагруженного свайного фундамента с трапециевидной эпюрой давления
под ростверком.
Для выравнивания нагрузки, приходящуюся на каждую сваю, выполняют проектирование
не симметричного расположения рядов свай с использованием приёма разбивки трапециевидной
эпюры давления под ростверком на равновеликие площади. (см. схему).
Схема несимметричного расположения рядов свай при разбивки трапециевидной эпюры
давления под ростверком на равновеликие площади.
С аналитической точки зрения, необходимо выравнивать нагрузки по сваям, для этого
смещают центр свайного основания, стремясь его к совмещению
с центром давления.
Для определения нагрузки, приходящейся на каждую сваю, необходимо выполнить построения,
обозначенные на нижней схеме.
Схема не симметричного свайного фундамента с определением смещённого центра тяжести.
Определяем положение смещенного центра тяжести свайного основания (а0).
С учётом обозначений на приведённой схеме, получим:
,
где аi – расстояние от оси «О» до оси каждой сваи (см. схему). Fi – площадь
поперечного сечения каждой сваи.
Для свай одинаковых размеров получим:
.
Тогда для внецентренно нагруженного свайного фундамента максимальное давление будет
приходиться на крайнюю сваю:
(1)
где J - момент инерции свайного основания; у1 – расстояние от оси смещенного
центра тяжести свайного основания до оси крайней сваи.
J0 - момент инерции площади поперечного сечения ствола сваи, относительно
своей собственной оси (мал – пренебрегаем); уi – расстояние от оси смещенного
центра тяжести свайного основания до оси i сваи.
Умножаем правую и левую часть выражения (1) на Fсв (получим усилие, приходящиеся
на сваю)
По данному выражению можно определять усилия, приходящиеся на любую сваю с проверкой
её несущей способности (расчетной нагрузки, допускаемой на сваю). (Расчёт по I предельному
состоянию).