Основные требования к таким фундаментам:
- Фундаменты должны обеспечить стабильную работу машины, механизма, расположенного
на них.
- Динамические воздействия от машин не должны угрожающе влиять на фундаменты зданий,
сооружений.
По динамическому воздействию машин и механизмов их можно разделить на следующие
виды:
- Машины и механизмы с уравновешивающим воздействием (обычно вращательного типа: электромоторы,
центробежные насосы и т.п. – динамические воздействия возникают в пусковой период
или из-за износа отдельных частей).
- Машины и механизмы с не уравновешивающим воздействием (поступательно-вращательное
движение – поршневые насосы, пилорамы, компрессоры, двигатели внутреннего сгорания).
Наиболее опасно – совпадение частот колебаний с собственными частотами сооружений
(резонансные явления).
- Ударного действия (молоты, быстродействующие прессы, копры и т.д.).
- Прочие (станы, станки и т.д.).
Фундаменты проектируются из условия ограничения амплитуды (А) колебания системы
машина+фундамент:
А ≤ Адоп,
где Адоп = 0,1…0,3 мм – предельно допустимые амплитуды колебаний, назначаются
в зависимости от вида машины, её обслуживания, возможности безопасной работы человека.
В первом приближении, при условии совмещения центра тяжести фундамента и машины,
данную систему можно принять за одну материальную точку. Тогда, в плоской постановке,
данная система будет иметь 3 вида колебаний: вертикальное, горизонтальное и вращательное.
Рассмотрим данные условия.
1. Если определяющими являются вертикальные колебания, то дифференциальное
уравнение колебаний может быть записано следующим образом (см. схему):
Расчётная схема системы (фундамент и машина) при вертикальных возмущающих колебаниях.
При решении данного уравнения получим амплитуду вертикальных (Аz)
колебаний:
,
- где Рz – вертикальная составляющая возмущающих сил;
- Кz – коэффициент жёсткости основания при упругом равномерном сжатии [т/м];
Кz = Сz x F;
- Cz – коэффициент упругого равномерного сжатия, определяется испытаниями
[т/м3] (в первом приближении может быть определён по табл. СНиП);
- m – масса фундамента и машины;
- w - угловая скорость (частота колебаний) [рад./сек];
- F – площадь фундамента.
2. При горизонтальной возмущающейся силе (в случае распластанного
фундамента, L/h > 3) получим решение дифференциального уравнения
с определением амплитуды горизонтальных (Аx) колебаний в следующем виде
(см. схему):
Расчётная схема системы (фундамент и машина) при горизонтальных возмущающих колебаниях.
- где Кx = Cx x F - коэффициент жёсткости основания при сдвиге
фундамента по подошве;
- Сx = 0,7 Сz – коэффициент упругого равномерного сдвига;
- Рx – горизонтальная составляющая возмущающих сил.
2. При горизонтальной возмущающейся силе (в случае высокого
фундамента L/h < 2) получим решение дифференциального уравнения
с определением амплитуды вращательных (Аj) колебаний в следующем виде
(см. схему):
,
где Kφ - коэффициент жёсткости основания при упругом повороте; I – момент
инерции подошвы фундамента; Q – момент инерции массы фундамента и машины; Сφ
– коэффициент упругого поворота фундамента; М – возмущающий момент относительно
центра тяжести подошвы фундамента и машины.; Аz, Аx, Аφ
- амплитуды, соответственно вертикальных, горизонтальных и вращательных колебаний
(поворота).
Расчётная схема системы (фундамент и машина) при вращательных возмущающих колебаниях.
Если по результатам расчётов, вычисленные значения амплитуд (Аz, Аx,
Аφ) колебаний фундамента и машины окажутся выше предельно допустимых
значений (Адоп), то необходимо выполнить перерасчёт данной конструкции.
Обычно поступают следующим образом:
- Задаются предельно допустимой величиной амплитуды колебаний (Адоп), в
зависимости от вида машины, грунтовых условий и условий эксплуатации.
- По заданной величине амплитуды находят необходимую массу машины и фундамента, на
котором она располагается.
- По вычисленной величине массы фундамента находят его размеры.
Следует отметить, что значения коэффициентов Cz, Сx ,
Сφ могут быть определены по таблицам или аналитическим выражениям, более
подробное описание которых дано в книге Савинова О.А. «Современные
конструкции фундаментов под машины и их расчёт». Л., Стройиздат, 1979.