В последние время широкое распространение в строительстве для устройства фундаментов
глубокого заложения, крепления стен глубоких котлованов, подземных этажей и других
работ находит способ устройства по методу «стена
в грунте».
Основная последовательность выполнения работ по данной методике (см. схему):
- В грунте отрывается траншея (используется жёсткий грейфер или механизированный траншеекопатель)
на проектную глубину с врезкой в водоупор (траншея имеет ширину 60…100 см; глубину
h до 40…50 м).
- Разработка траншеи, для избегания потери устойчивости вертикальных стенок, ведётся
под глинистым раствором монтмориллонитовой (бентонитовой) глины.
- Траншея бетонируется методом вертикально перемещающейся трубы (В.П.Т.) – создаётся
бетонная (ж/б) стенка.
При выполнении данных работ особая роль отводится глинистому раствору монтмориллонитовой
глины с объёмным весом 1,05…1,15 г/см3. Глинистые частицы раствора (монтмориллонита)
не только смачиваются водой, но вода проникает внутрь кристалла, приводя к разбуханию
глины, увеличению её в объёме до 200 раз. Монтмориллонитовая глина обладает свойством
тиксотропии, т.е. при динамическом воздействии мы имеем раствор, а при отсутствии
такового фактора (через 4…6 часов), золь превращается в гель, что позволяет удерживать
стенки траншеи в вертикальном положении.
Схема устройства стены в грунте с построением эпюр бокового давления грунта и бентонитового
раствора глины на вертикальную стенку траншеи.
Давление от раствора монтмориллонитовой глины (σ1) должно быть больше
давления окружающей среды (σ). Для того чтобы удержать давление в устье траншеи
применяют форд шахту (металлическую или железобетонную). Форд шахта имеет высоту
порядка 1…1,5 м и заливается раствором до верха. В результате в устье траншеи будет
создано избыточное давление, обеспечивающие устойчивость стенки траншеи в этом месте.
Боковое давление окружающей среды на вертикальную стенку траншеи в момент её предельного
равновесия, может быть определено выражением:
,
где γW - объёмный вес воды; hW– высота столба воды в месте
определения σ.
Необходимое условие создания вертикальности стенок траншеи - это выполнение неравенства
σ1 > σ.
Однако внизу траншеи данное условие не будет соблюдаться, поэтому рекомендуется
траншею откапывать не на всю длину, а по захваткам (длинной не > 3м).
Полученная стена в грунте замыкается в плане и создается единая конструкция. Грунт
постепенно выбирается в направлении сверху вниз, с устройством дисков перекрытий
– элементов жесткости, играющих роль распорок (top down).
На ниже приведенных фотографиях приведен процесс строительства подземного пятиуровневого
сооружения на Коменданской площади в г. Санкт-Петербурге. Конструкция стен круглого,
диаметром 80 м сооружения, выполнена методом стена в грунте с устройством контрфорсов,
обеспечивающих устойчивость, а затем произведена откопка и устройство перекрытий.
Фотографии отдельных этапов производства работ по устройству глубокого котлована
с использованием ограждения по методу стена в грунте (Комендантская площадь в г.
Санкт-Петербурге).
Другой пример: строительство подводного гаража в Женеве, на акватории под рекой
Роной. Здесь также использовалась технология возведения «стена в грунте» (с использованием
технологии top down) (см. схему).
Схема устройства четырёхуровневого гаража под рекой с использованием технологии
возведения ограждающих конструкций по методу стена в грунте.
Возведение такого гаража под рекой не только экономит место в городской застройке,
но и является экологически чистым с точки зрения эксплуатации.
На следующих фотографиях приведены примеры использования конструкций стена в грунте
при освоении подземного пространства под городской территорией в одном из городов
Германии.
Освоение подземного пространства в городской черте с использованием технологии устройства
ограждающих конструкций по методу стена в грунте.
Приведённые примеры и рассмотренные методики устройства глубоких котлованов, подземных
сооружений, дают наглядное представление о перспективах развития данных способов
возведения сооружений, которые получают наибольшее развитие при строительстве в
городской черте.